Подписаться на RSS.

Введите Ваш email:

На самом деле, Япония более популярна в России, чем в самой Японии.

Рейтинг блогов

виртуальный хостинг сайтов

Женщина-самурай.

Онна-бугэйся (女武芸者). Женщина следующая кодексу бусидо.

Женщина-самурай, точнее онна-бугэйся (女武芸者) - женщина, принадлежащая к сословию самураев в феодальной Японии и обучившаяся навыкам владения оружием.

Собственно в японском языке нет такого слова как женщина-самурай. Потому что определение “самурай” подразумевает только мужчину, без вариантов. Слово буси – также содержит в себе иероглиф “мужчина”. Поэтому применительно к женщинам применяется бугэйся (武芸者) — «человек боевых искусств», т.е. онна бугейся (онна – женщина). Кроме того, женщин могут называть букэ-но-онна (武家の女, но это не женщины-воины, а женщины из клана воинов, которые могут обладать навыками боевых искусств, но не обязательно. От букэ-но-онна не требовалось участия в боевых сражениях, но как женщины принадлежавшие клану воинов, они должны были соответствовать идеологии бусидо, а это в первую очередь служение супругу, при необходимости защита очага, для чего над порогом обычно всегда висела нагината, лёгкая алебарда. Героическая сила духа, порой проявляемая букэ-но-онна, восхвалялась кодексом бусидо и ставилась в пример мужчинам. Женщины из клана самураев должны были без колебания расставаться с жизнью при необходимости, а также лишать её своих близких, детей, если они сами по каким либо причинам не могли сделать это самостоятельно. Постоянной принадлежностью женщины-самурая был кайкэн, короткий кинжал, хранившийся за поясом или в рукаве и который вручался женщине по достижении совершенолетия (12 лет). При угрозе попадания в плен к противнику, этим кинжалом совершалось дзигай (аналог мужского сэппуку), при котором происходило перерезание горла.

Девочек из клана самураев с детства обучали серьезным боевым искусствам: владению нагината (лёгкой алебардой), метанию ножей и дротиков, стрельбе из лука, приемам дзю-дзюцу. Так что самурайские женщины при необходимости могли дать отпор насильнику или напавшему на ее дом врагу. Неожиданно для напавшего упакованная в кимоно «куколка» вдруг принимала боевую стойку, изящные шпильки из ее прически превращались в метательные ножи, веер ощетинивался стальными иглами, а в маленькой изящной ручке невесть откуда появлялся сверкающий кинжал.

Tomoe Gozen (巴 御前) женщина самурай.

Tomoe Gozen (巴 御前). Онна бугэйся (女武芸者), наложница или жена Минамото-но Ёсинака.

 

Но были в истории Японии и женщины-воины, принимавшие непосредственное участие в боевых действиях. И среди них Томоэ Gozen (巴御前) ( 1157 – 1247 ) наложница или жена Минамото-но Есинака, одного из военначальников во времена войны Гэмпэй. Наиболее известным сражением которого является сражение при Курикара, где Тайра впервые получили сокрушительный разгром.

Томоэ прославилась своей храбростью и силой. Полагают, что она выжила после войны Гэмпэй (1180-1185).

Хэйкэ моноготари” так описывает “онна bugeisha” женщину-воина:
“Особенно хороша была Томоэ — белолица, с длинными волосами, писаная красавица! Была она искусным стрелком из лука, славной воительницей, одна равна тысяче! Верхом ли, в пешем ли строю — с оружием в руках не страшилась она ни демонов, ни богов, отважно скакала на самом резвом коне, спускалась в любую пропасть, а когда начиналась битва, надевала тяжелый боевой панцирь, опоясывалась мечом, брала в руки мощный лук и вступала в бой в числе первых, как самый храбрый, доблестный воин! Не раз гремела слава о ее подвигах, никто не мог сравниться с нею в отваге.”

 

 

 

Томоэ гозэн (巴 御前) отсекает голову Моросигэ Онда.

Томоэ гозэн единым махом срубила голову Моросигэ Онда и швырнула её на землю. Потом сбросила боевые доспехи и пустила коня на восток.

Томоэ сопровождала Ёсинаку практически во всех сражениях. Но в последнем при Удзигава, поблизости от Киото, Ёсинака велел женщине убегать, так как не хотел умирать в окружении “баб” или просто хотел, чтобы она спаслась: “— Ты — женщина, беги же прочь отсюда, беги скорей куда глаза глядят! А я намерен нынче пасть в бою. Но если будет грозить мне плен, я сам покончу с жизнью и не хочу, чтоб люди смеялись надо мной: мол, Ёсинака в последний бой тащил с собою бабу! — так говорил он, а Томоэ все не решалась покинуть Ёсинаку, но он был непреклонен. «О, если бы мне встретился сейчас какой-нибудь достойный противник! — подумала Томоэ. — Пусть господин в последний раз увидел бы, как я умею биться!» — и, с этой мыслью остановив коня, стала она поджидать врагов. В это время внезапно появился прославленный силач Моросигэ Онда, уроженец земли Мусаси, и с ним дружина из тридцати вассалов. Томоэ на скаку вклинилась в их ряды, поравняла коня с конем Онды, крепко-накрепко с ним схватилась, стащила с коня, намертво прижала к передней луке своего седла, единым махом срубила голову и швырнула ее на землю. Потом сбросила боевые доспехи и пустила коня на восток.”

Ходзё Масако (1156—1225), жена Минамото но Ёритомо и букэ-но-онна в боевых поединках не отметилась (как и сам Ёритомо), но показала себя великим стратегом. После смерти в 1199 г. Минамото-но Ёритомо Ходзё Масако стала буддийской монахиней, но её влияние на политическую жизнь Японии от этого не уменьшилось. Она добилась чтобы её младший сын 12-летний Санэтомо получил титул сёгуна, заставив отречься его старшего брата  Ёрииэ и, таким образом самостоятельно управляла Японией совместно со своим отцом Ходзё Токимасой. Влияние Масако в правительстве Камакура было настолько значительным, что она получила прозвище Ама-сёгун (Монахиня-сёгун).

Святилище Ама-сёгун в Кумано.

Это святилище было построено во время паломничества Ходзё Масако в Кумано.

Накано Такэко - женщина-самурай.

Накано Такэко - женщина-самурай, погибшая при защите замка Айдзу-Вакамацу в войне Босин. 1868г.

 

Онна бугейся Накано Такэко ( 中野 竹子, 1847  – 10 октября 1868), старшая дочь чиновника княжества Айдзу Накано Хэйная (中野 平内), получила не только гуманитарное образование, но и приобрела навыки в боевых искусствах, хорошо владела нагинатой. Настолько хорошо, что работала инструктором боевых искусств в 1860-е годы. В битве за Айдзу (1868 год, про те времена был фильм “Последний самурай”) она сформировала неофициальный “женский отряд”.  В ходе сражения против сил Императорской армии, Такэко получила пулевое ранение в грудь и попросила свою сестру Юко отрезать ей голову и похоронить её, чтобы она не досталась врагу в качестве трофея. Голова Такэко покоится под сосной возле храма Хокайдзи (посёлок Айдзубангэ префектуры Фукусима). А в городе Айдзувакамацу с тех пор ежегодно проводится осенний фестиваль «Айдзу Мацури» (会津まつり), где главным действующим лицом являются одетые в хакама (штаны) девушки с белыми повязками на головах, изображающие Такэко и её воинов.

Осенний фестиваль Айдзу Мацури в городе Айдзувакамацу.

Осенний фестиваль Айдзу Мацури в городе Айдзувакамацу. Одетые в хакама девушки с белыми повязками на головах, изображают Такэко и её воинов.

Женский отряд Накано Такэко.

Женский отряд Накано Такэко. Защита Айдзу. 1868г.

Памятник Накано Такэко в Хокайдзи.

Рядом с могилой Такэко в Хокайдзи был установлен памятник.

P.S. После поражения в войне 1868 года самураи сошли с политической сцены Японии. Наступила реставрация Мэйдзи.

Комментарии (5) на “Женщина-самурай.”

  • Голову мужу-изменнику отрезать, коня на скаку остановить. В российской глубинке таких женщин-самураев достаточно.

  • Господи, спаси мя путями, которые Ты Сам знаешь. Сохрани мя от пороков, зла, гордости и от жены-самурая.

  • В 2004 году, в интервью американской газете The New York Times, Хакамада, объясняя свое предпочтение черному цвету в одежде, заявила: “Черный цвет – это символ того, что я женщина-самурай”.

  • Ходзё Масако и ее отец, Ходзё Токимаса, боролись за то, чтобы сёгуном стал младший сын Ёритомо — Санэтомо, сменив при этом своего старшего брата Ёрииэ, недостаточно поддерживавшего политику клана Ходзё. В 1203 г. Ходзё добились своей цели и заставили Ёрииэ отречься от титула сёгуна. Его место занял 12-летний Санэтомо. Впоследствии Ёрииэ был убит. Масако добилась главной цели — укрепления своего клана, в котором бразды правления перешли в руки Токимасы.

    Спустя годы Санэтомо сам стал слишком самостоятелен и неудобен для Ходзё. В 1219 г. он был зарублен в храме Цуругаока Хатимангу. Так как наследников у него не было, Ходзё Масако потребовала у императора Го-Тоба назначения ее сына новым сёгуном. Император не уступил ей, и целых семь лет в Японии сёгуна не было вовсе. Тем не менее Ходзё Масако до самой своей смерти активно вмешивалась в политику государства.

  • グッチ 財布 メンズ…

    prada プラダ…

Оставить комментарий


шесть * 3 =