Подписаться на RSS.

Введите Ваш email:

На самом деле, Япония более популярна в России, чем в самой Японии.

Рейтинг блогов

виртуальный хостинг сайтов

Битва при Удзи 20 июня 1180 г.

Безрадостной была жизнь Минатомо Ёримаса при императорском дворе. Император Го-Сиракава, которому он долгое время служил верой и правдой и ради которого не
поддержал Минатомо Ёситомо в мятеже 1160 года, был давно не у дел. Хотя Го-Сиракава и был фактическим императором, но он находился в монастыре, а императорский трон занял его внук Антоку, который одновременно являлся и внуком
Тайра Киёмори. Антоку исполнилось три года, когда его в 1180 году возвели на
трон, обойдя при этом ещё одного наследного принца: Мотихито, сына Го-Сиракавы.

Трёхлетний император Антоку был плодом долгой и изощрённой интриги Киёмори,
потеснивший в своей политической игре клан чиновников Фудзивара, до этого
поставлявших императорам жён и наложниц из своего рода.

Кому фактически перешли бразды правления, можно судить по тому, какие святыни
решил посетить император Антоку в честь своего коронования. И это были не храмы
Нара и горы Хиэй, как было принято. Трёхлетний император Антоку в сопровождении
своего деда Киёмори отправился в Ицукусима, святилище рода Тайра, чем вызвал
определённую долю недовольства со стороны монахов Нара и горы Хиэй (Киото),
которые лишались таким образом подношений и подарков со стороны
высокопоставленных паломников.

Недовольный своим продвижением по службе Минамото Ёримаса, которому в это время исполнилось 74 года нашёл поддержку в лице Мотихито, наследного принца, также недовольного, что ему в очередной раз не достался императорский трон. Отъезд Антоку со своим дедом Киёмори пришёлся как нельзя кстати.

Мотихито немедленно издал указ: “Решение Его Высочества Принца гласит, что Киёмори, Мунэмори и прочие, пользуясь авторитетом занимаемых ими постов и своим влиянием, подняли мятеж и оскорбили нацию. Они причинили страдания и должностным лицам и народу, захватив и разграбив пять внутренних провинций и семь округов. Они заточили бывшего государя, сослали государственных служащих, чинили смерть и изгнание, утопление и заключение под стражу. Они грабили имущество, захватывали землю, присваивали себе должности и раздавали их… Они разграбили могилы принцев, одного из них обезглавили, не повиновались императору и попирали закон Будды невиданным доселе образом.Посему пусть Минамото и Фудзивара и прочие храбрецы, что живут ныне в провинциях трех округов, соединят свои усилия и поддержат нас. Ежели найдутся такие, что думают иначе, они будут считаться сторонниками Киёмори и изведают страдания смерти, изгнания или заключения. Касательно тех, кто будет достоен награды, пусть мне сообщат их имена и деяния. Я непременно, как только взойду на трон, дарую им награды соответственно их желаниям. Объявите это послание во всех провинциях и действуйте в соответствии с этим решением.”

Копии этого указа отсылались людям, поддержку которых заговорщики намеревались
получить. Утечка информации произошла от Минамото Ёритомо (старший из оставшихся в живых сыновей Ёситомо) отбывающего ссылку в Идза, которого подслушали осведомители Тайра. Принцу Мотихито пришлось бежать в Миидэра, храм расположенный на берегу озера Бива у подножия горы Хиэй.

Мало осведомлённый об участниках заговора, Киёмори велел Ёримаса схватить принца Мотихито находящегося в храме Миидэра. Ёримаса больше не мог оставаться в тени и, спалив свой дом в Киото, он с пятьюдесятью верными самураями присоединился к Мотихито.

Теперь когда всё раскрылось, мятежникам было необходимо продержаться до того
времени, когда все сторонники клана Минамото, находящиеся на востоке, поднимутся
и придут на помощь. Пока же, пятидесяти самураев Ёримаса, даже с учётом монахов
Миидэра, было явно недостаточно, чтобы противостоять Тайра.

Ёримаса настаивал на ночной вылазке в Рокухава, ставку Тайра в Киото. Это два с
половиной часа пешего хода. Но его никто не поддержал. Было решено идти на юг в
Нара и присоединиться к монахам храма Кофукудзи. Утром отряд состоящий из
самураев Ёримаса и монахов, поддержащих его (всего около трёхсот человек)
выступил в направлении Нара, на юг. Достигнув переправы через Удзигава, мятежники решили устроить привал на противоположном берегу, так как принц Мотихито был уже не в состоянии продолжать дальнейший путь из-за усталости.

Река Удзи (Удзигава), беря начало из озера Бива и впадая в море (внутреннее море
Японии), является труднопреодолимым препятствием. Разделяя Нара и Киото, служит естественной преградой. И мост через Удзи является таким образом важным
стратегическим объектом.

Принц Мотихито расположился в монастыре Бёдоин, одно из зданий которого, Зал Феникса, сохранился и по наше время. Это бывшая вилла одного из влиятельных Фудзивара, которую он затем превратил в храм. Разведчики были высланы для наблюдения за дорогой на север. А самураи охранявшие мост, разобрали часть настила моста.

На рассвете появились самураи Тайра. Невидимые в утреннем тумане, они дали о себе
знать боевыми кличами. Авангард, сходу ринувшись на мост, частично провалился в
воду через разобранный настил. Засвистели стрелы. Монахи не уступали самураям как в умении выпускать стрелы, так и в искусстве владения мечом, кинжалом или
нагината.

В желании первым сразиться с Тайра на балки моста ступил монах Тадзима. В
одиночестве возвышаясь на мосту, он был хорошей мишенью для лучников Тайра, но
стрелы не пробивали его доспехи, а другие он отбивал нагината, за что его назвали
“Тадзима Стрелорез”.

Следом немедленно вступил в бой монах Дзомё, стрелами и нагината уложивший не
менее четверти сотни самураев Тайра. Шедший следом Итирай Хоти, раздосадованный тем, что узкая балка моста не позволяла вступить в бой более чем одному, перепрыгнул через Дзомё и бился пока не пал под градом ударов и стрел. Отступивший назад Дзомё насчитал 63 стрелы в своих доспехах и выглядел как дикобраз.

День близился к завершению, и хотя монахи из Нара не подоспели на помощь
Минамото, преодолеть мост, заваленный трупами убитых, самураи Тайра так и не
смогли. Единичные храбрецы пробирались на сторону противника и возвращались с
головами врага, самой ценной добычей самурая.

Собравшие совет командиры Тайра (Таданори – брат Киёмори, Сигэхира и Томомори -
сыновья Киёмори) стали подумывать о пятидесятимильном обходе через мост у
местечка Сэта. Но восемнадцатилетний самурай Асикага Тадацуна изъявил желание
вместе с воинами своего клана форсировать Удзи (Удзигава) немедленно, сразу в
нескольких местах. В “Хэйкэ Моногатари” приведены слова его напуствия своим
самураям: “Возьмитесь за руки и переправляйтесь цепочкой. Если голова коня скроется под водой, поднимите ее; если враг выпустит стрелу, не хватайтесь за лук, чтобы сделать ответный выстрел. Наклоните голову, и стрела скользнет по назатыльнику шлема, но не наклоняйтесь слишком низко, иначе стрела попадет в отверстие на макушке (тэхэн).”

Возглавляя свой отряд из трёхсот самураев, Тадацуна первым выбрался на
противоположный берег, тут же известив врага вызовом: “Я — Асикага-но Тара 
Тадацуна из Симоцукэ, потомок в десятом колене Тавара Тода Хидэсато, прославленного воина.”
И вскоре был уже у ворот храма Бёдоин. хроника “Адзумакагами” так описывает Тадацуна: “Никогда уже не будет воина, подобного этому Тадацуна. Он превосходил всех остальных в трех вещах, а именно: силой, которая была равна силе сотни людей, голосом, который разносился на
расстояние в десять ри (около 25 миль), и зубами, которые были длиной в палец.”

Воспользовавшись тем что самураи Минамото были заняты воинами Тадацунэ, Тайра
Томомори повёл своё войско через Удзи. На мгновение уровень воды поднялся от
массы людей и коней ринувшихся в воду, снося всех вних по течению. Но большинство всё же выбралось на берег и вступив в бой оттеснило самураев Минамото к монастырю Бёдоин.

Ёримаса Минамото и его сыновья отбивали натиск самураев Тайра, позволив принцу
Мотихито выскользнуть из храма. Затем Ёримаса получил ранение в правый локоть и
оставив сыновей сдерживать Тайра удалился, чтобы совершить то, что позже будет
принято за классический образец сэппуку: написав на оборотной стороне боевого
веера прощальные стихи:

“Как дерево сухое, с которого не снять плодов,
печальна жизнь моя была,
которой суждено пройти бесплодно”
,

старый самурай разрезал себе живот кинжалом. Верный слуга утопил его голову в реке, предварительно набив камнями, чтобы она не досталась врагу.

Сыновья Ёримаса, давшие старику время для совершения харакири, также погибли.
Канэцуна получил стрелу в голову, а Накацуна, смертельно раненый совершил
харакири.Расправившись с Минамото, Тайра пустились в погоню за Мотихито и настигнув его у входа в какое-то синтоисткое святилище, засыпали его градом стрел.

Вскоре 7 000 монахов-воинов выступило из Нары на помощь Мотихито, но узнав что помощь опоздала, вернулись назад.

Призыв к восстанию, отправленный на восток ещё был в пути, а Мотихито уже мёртв и бунт подавлен.

Битва при Удзи 20 июня 1180 года – начало и конец предварительного этапа войны между домами Тайра и Минамото.

Тёрнбулл Стивен | Turnbull Stephen
Самураи. Военная история

Один комментарий на “Битва при Удзи 20 июня 1180 г.”

  • Любая история всех стран очень интересна, особенно тех кто так далеко, вот например в Европейской части России истории зарубежных стран и не только японии уделяется очень мало внимания, она наступает только когда нчинается война

Оставить комментарий


- два = 6