Подписаться на RSS.

Введите Ваш email:

На самом деле, Япония более популярна в России, чем в самой Японии.

Рейтинг блогов

виртуальный хостинг сайтов

Тяною – чайная церемония в Японии.

В переводе с японского “ТЯНОЮ” означает питьё чая. Но это не просто чайная церемония в специально созданном для этого помещении – тясицу. Тяною – это некий философско-эстетический ритуал в жизни самурая (японца), в процессе которого происходит отключение от житейской суеты, насущных проблем. Обязательный набор необходимых предметов включает:

котелок для кипячения воды,

чашку, которая передается из рук в руки,

сосуд для холодной воды — мидзусаси,

ковш — хисяку,

сосуд для излишней воды — кобоси,

пластинку из бамбука или глины, на которую кладется крышка чайника, и ковш — футаоки,

полотенце —тякин,

венчик для взбивания чая — тясэв.

Сухой порошок зеленого чая хранится в деревянной шкатулке и вынимается из нее ложкой с длинной ручкой — тясяку. Все предметы отмечены духом саби, намеренно просты и как бы подернуты патиной времени. Основатели Т. — Мурата Дзюко (Сюко) (1422-1502), Такэно Дзёо (1504-1555) и Сэн-но-Рикю (1521—1591) — придали ритуалу, изначально воспринятому из Китая, черты яркого национального своеобразия, подчинив идее церемонии ряд видов творчества,

искусство садов, монохромную живопись, керамику, икэбана.


В XII – XVI вв. “дзенсю” достигла наивысшего расцвета и стала наиболее влиятельной буддийской сектой, поддерживаемой правительством сёгунов.

 

Дзен в тот период было уже не столь строгим учением, как первоначально и позволял жить, наслаждаясь жизнью, вычерпывая её до самых глубин. Японский воин должен был обладать не только военной доблестью (бу), но и культурой, гуманностью (бун)”.

Так, некоторые самураи в редкие периоды мирного времени, кроме военных упражнений, предавались чайной церемонии, рисовали иногда тушью, любовались искусной аранжировкой цветов и даже принимали участие в представлениях театра.

в тяною – чайной церемонии, процветавшей первоначально в стенах буддийских монастырей и использовавшейся дзеновским духовенством для распространения своего учения, практиковались те же методы “духовного совершенствования личности”, что и в дзен.

(По преданию, основатель секты “дзен” Дарума уснул во время духовного созерцания (поиска истины), не выдержав усталости. После пробуждения ото сна буддийский патриарх в ярости оборвал свои веки, дабы они никогда не смогли больше помешать ему во время следования “пути” к “просветлению”. Брошенные на землю, веки превратились в первые побеги чайных кустов).

Обстановка чайной церемонии отчасти напоминала медитацию. Она должна была способствовать сосредоточению мысли, с покойствию духа, чистоте помыслов, гармонии с природой. Для того чтобы суета внешнего мира не мешала созерцанию и спокойной беседе, чайные домики (тясицу) и приёмные для ожидания церемонии (ёрицуки) устраивались вдали от шумных мест, чаще всего в глубине сада. Это обусловило интерес к тяною во “дворцовых” сёгунов, даймё и многих знатных самураев.

При Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси был развит и введён сложный комплекс действий, сопровождавших тяною. (Правила этикета были сформулированы Сэнно Рикю, назначенным Хидэёси мастером чайной церемонии при дворце. Они были призваны усилить посредством церемонии вежливость, мораль и простоту индивидуума. В возрасте 71 года Сэнно Рикю попал в немилость к Хидэёси, который приказал сделать ему сэппуку).

Помещение чайной комнаты было уменьшено и лишалось всяких излишеств. Самураи не должны были отныне вносить в неё мечи; они оставляли их на подставках или особых крюках перед входом, так как чайная комната считалась обителью мира.Создать надлежащую обстановку при молчаливом созерцании призваны были и сухие сады, которые первоначально устраивали дзеновские монахи в своих монастырях. Каменные сухие сады, названные японцами “садами медитации и мышления“, представлявшие собой ровные площадки с установленными на них в определённом порядке камнями и окружённые глухими стенами

(в качестве классического примера обычно приводится “сад камней” монастыря Рёандзи в Киото), наиболее подходили для упражнений в психотерапии, развивали философский образ мыслей в дзеновском понимании и учили “видеть скрытое содержание” того, что было не завершено, понимать внутреннюю глубину явлений (югэн).

Японцы предпочитают зелёный чай, который пьют каждый день. Из предпочитаемых сортов это чаи сенча и банча.
Сенча (Sencha) — «жареный чай». Этот сорт чая после сбора подвергают термической обработке (обжаривают), в последнее время перед обжаркой чай проходит обработку сухим паром. Сенча относится к повседневным сортам чая в Японии и этот сорт занимает 3/4 от всего производимого зелёного чая в стране. Первый сбор сенча называется Cинча (Shincha), означающее «новый чай». Его собирают вручную на 43-й день весны, поэтому он относительно дорогой, последующие сборы более терпкие, имеют более грубый вкус и менее сильный аромат. Листья Сенча имеют игольчатый вид и темно-зелёный цвет.
Банча (Bancha) — «обыкновенный чай». Чай невысокого качества, который собирают с тех же кустов, что и Сенча, но в третий и четвёртый сборы конца лета — начала осени. Банча обычно из более крупных листьев с нижней части куста.
В Красноярске любые сорта чая, а также кофе можно приобрести в оптовом складе на Спандаряна 7.

Комментарии (18) на “Тяною – чайная церемония в Японии.”

  • Все это интересно и занимательно, об чайной церемонии много говорят и пишут. Но большинству европейцев, да, наверное, и современным японцам, проникнутся этим ритуалом невозможно.

    • dzyo-san:

      Особенно для тех японцев, которые выехали из Японии. Везде на первый план выходит действие, а поиски философского камня, на последний.

  • ksyu2:

    Это называется, если хочешь убить время, то вместо каждой чашки чая в течение дня устраивай себе церемонии.

    • dzyo-san:

      Жизнь, это не выпитая чашка чая, не достигнутая цель. Жизнь, это сам процесс: это идти, смотреть, и важен именно он (процесс), а не конечный результат.

  • Дима:

    Я люблю просто чайку попить…

  • Влад Щукин:

    я хотел бы скататься в джапониз страну, ни разу там не был

  • Чайная церемония дело хорошее и может даже нужное… но в нашем стремительном мире если для того чтобы поить чайку надо полчаса готовится и кланяться то везде опоздаешь.

    • dzyo-san:

      Конечно сейчас время другое. Для древнего японца “спешить” означало только одно: торопиться завершить свою жизнь.

  • познавательно, спасибо!

  • Японские традиции под стать японцам.Япония рядом,а не была.

    • dzyo-san:

      Японцы гордятся своей индивидуальностью, своими храмами, культурой и интерес к Японии пожалуй долго не угаснет.

  • Наслышан о разнообразии японских традиций. Только сдается мне что сейчас эти традиции только на бумаге существуют.

    • dzyo-san:

      Япония демократическая страна и каждый самостоятельно решает, насколько ему следовать обычаям. Но пожалуй вольными от традиций, японцы себя могут чувствовать, только выехав за пределы страны и не собираясь вернуться назад (ну как наши кавказцы).

  • тож люблю помедитировать

    • dzyo-san:

      Мне, честно говоря, не получается расслабиься, бремя забот не позволяет. Даже пить бросил, чтобы не отключаться от окружающей действительности.
      Опасно! Чуть расслабился – и уже бомж возле мусорного бачка.

Оставить комментарий


9 * семь =