Подписаться на RSS.

Введите Ваш email:

На самом деле, Япония более популярна в России, чем в самой Японии.

Рейтинг блогов

виртуальный хостинг сайтов

Реформы, коррупция в древней Японии.

Учению Будды к тому моменту, когда оно достигло Японии, было уже около тысячи лет. Японцам понравилась сверкающая золотом статуя Будды и богатая китайская культура, но так как это представляло угрозу всевластию императора, буддизм поначалу встретило сильное сопротивление.
Восторженным сторонником буддизма стал член императорской фамилии принц Сётоку (совершенномудрый, добродеятельный). Сётоку Тайси это посмертное имя, прижизненное – принц Умаядо. Будучи человеком просвещённым, он постарался свести учение Будды и свою родную религию, так чтобы божества Синто рассматривались как воплощение самого Будды. Ко времени своей смерти в 621г в возрасте 49 лет он разработал для Японии систему реформ, основанных на китайском учении о государстве.
Его идеи и планы претворил в жизнь высокопоставленный придворный Фудзивара Каматари, первый из длинного ряда Фудзивара, оставивших след в японской истории. Великие Реформы включали очень сложную систему преобразований и имели далеко идущие последствия. В основе их лежало постепенное ослабление патриархальной клановой системы Японии, которая угрожала стабильности императорской власти, и замена ее бюрократической системой, контролируемой императором и построенной по китайской модели.
По сути происходило копирование традиций и нравов танского Китая и адаптация к местным условиям Японии. Так например первая постоянная столица Японии Нара, была скопипащена с Чанъани (столица танского Китая), но с уменьшением в 2,5 раза, правда и эта площадь оказалась велика для населения, и западная часть города так и осталась незастроенной.
Для последующей истории самураев важны не столько успехи, сколько неудачи Великих Реформ. Главной из них был провал реформы землевладения: в соответствии с ней вся земля должна была стать собственностью государства, которое затем перераспределяло бы ее из расчета по два тана (около 0,2 гектара) на каждого мужчину старше пяти лет и двух третей тана на каждую женщину. Новые владельцы должны были платить налоги и нести разные повинности, включая определенный срок обязательной военной службы.
Эта система давала сбой, когда когда землевладельцы добивались от правительства концессий в виде должностных наделов:
-земли, выделенной в соответствии с занимаемой должностью;
-дарованной земли, что говорит само за себя;
-заслуженных наделов, которые давались в награду за особые заслуги.

Должностные наделы и земли, данные за особые заслуги, облагались только рисовой податью, но дарованные земли оказались каким-то образом полностью освобожденными от налогов, поскольку считались непосредственным подарком императора. Для получения дарованных земель требовался лишь императорский указ, и стоявшие за троном силы увидели в этих не облагаемых налогом землях средство вернуть себе прежнее могущество.

Дарованные земли имели еще и то преимущество, что они становились неотчуждаемой семейной собственностью. Постепенно, когда благодаря хитрым манипуляциям бюрократической системы многие должности стали наследственными, то же свойство приобрели и должностные наделы. Одной из категорий земельных владений, не подлежавших перераспределению, были владения монастырей и храмов. Также за благочестивые деяния храмы были освобождены от налогов. Тогда как правительство отчаянно искало новые земли для раздачи. Знать и монастыри довольно легко избегали уплаты налогов. Более мелким землевладельцам или тем, кто не был связан с могущественными аристократическими семьями, уклониться было гораздо труднее.

Решение напрашивалось само собой: они номинально передавали свои владения землевладельцу, который платил небольшой налог или совсем его не платил — например, монастырю. Новый владелец регистрировал эти земли под своим именем, таким образом выводя их из списка подлежащих налогообложению, а затем возвращал прежнему владельцу. Все, что такой «защитник» требовал от «дарителя», сводилось к ежегодной подати, гораздо ниже установленной нормы налога, и к молчаливому соглашению не разглашать условия сделки. Эта система имела название «кисин«. Со временем формы дарственных передач становились все сложнее, землевладелец мог счесть выгодным действительно передать свою землю храму и стать «содзи«, управляющим этой землей. Поскольку крестьяне, работавшие на этих свободных землях, были избавлены от тирании официальных сборщиков налогов, люди стекались в феодальные поместья и в храмовые владения. Магнат, который принимал «в дар» земли, получал ощутимую выгоду: для увеличения дохода с угодий ему не надо было возделывать целинные земли. Такую сделку, выгодную обеим сторонам, было непросто выявить — коррупция проникла в среду высшей бюрократии, покрывавшей систему кисин.

Выходили указы, запрещавшие подобную практику, но слишком многие успели нагреть на этом руки, и все продолжалось по-прежнему. Семейство Фудзивара особенно преуспело в извлечении выгоды из «кисин«. Первый Фудзивара, как было сказано выше, был главным реформатором. Они заняли ключевые места в императорском совете и начали просачиваться в императорскую фамилию. Они избрали весьма простой путь, выращивая и воспитывая прекрасных дочерей, которые выходили замуж за наследных принцев. В этом они так преуспели, что между 724 и 1900 гг. не менее пятидесяти пяти из семидесяти шести наследовавших друг другу императоров были рождены женщинами из клана Фудзивара.

tykhonov_lv Novicova kurtz13

Нет комментариев на “Реформы, коррупция в древней Японии.”

Оставить комментарий


шесть - 5 =