Подписаться на RSS.

Введите Ваш email:

На самом деле, Япония более популярна в России, чем в самой Японии.

Рейтинг блогов

виртуальный хостинг сайтов

Влияние конфуцианства на религиозное мировозрение самураев.

В древней Японии произошёл практически синкретизм синтоизма и буддизма. В результате подобного сосуществования многие боги синто стали наделяться особенностям буддийских бодхисаттв. А пантеон буддизма пополнялся принятыми в него божествами синтоизма. Однако, несмотря на согласованность догм буддизма и самурайской этики, между ними существовали и противоречия:
Буддизм категорически запрещает всякое убийство (пять “великих” грехов буддизма: убийство, воровство, прелюбодеяние, ложь и пьянство). Феодальная жизнь в реале требовала как раз обратного. Поэтому популярными стали различного вида “искупления” (щедрые пожертвования храмам, пострижения в монахи).
Одновременно с буддизмом в Японии начало распространяться конфуцианство, переработанное Чжу Си.
Конфуций родился 22 сентября 551 г. до Р. Хр. на востоке Китая в княжестве Лу. (551-479 гг. до н.э.). По Конфуцию люди делились на четыре группы:
1. Люди, обладающие мудростью с рождения;
2. Люди, которые могут приобрести мудрость;
3. Люди, с трудом постигающие учение;
4. Народ, который не в состоянии научиться мудрости или приобрести знания.
Т.е. “Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном
Это учение скорее идеологического, чем религиозного направления.
В конфуцианстве понятие Бога как такового отсутствует вообще, и, по сути, конфуцианство правильно было бы назвать не религией, а философией.
В Японии конфуцианство, сливаясь с буддизмом и синто подтвердило синтоистские требования о “верности долгу“, послушании и повиновении подданного своему господину и императору; строжайшего соблюдения законов семьи, общества и государства; отправление культа предков.
Это обеспечило поддержку конфуцианства феодальными правителями Японии и сделало данное учение основой воспитания в среде господствующего класса, и в частности самураев.
В основе конфуцианства лежит принцип патриархальности, который ставит сыновнюю почтительность превыше всего.
В мире существует большая мировая семья, состоящая из Неба-отца, Земли-матери и человека-дитяти. Вторая большая семья – государственная. В ней император является одновременно и Небом и Землёй (отцом и матерью), министры – его старшие сыновья, народ – младшие. И, наконец, обыкновенная семья (род).
Глава каждой семьи должен повелевать своими домашними и отвечать за них перед государством, которое признаёт только семью и игнорирует отдельную личность.
Отсюда догмат верности и беспрекословного подчинения отцу, феодальному князю, сёгуну.
Конфуцианство учило, что человек становится человеком в силу пяти добродетелей (постоянств), отличающих его от животного:
1.человеколюбие (сущность которого – любовь и проявление – добро)
2.справедливость (исполнять свой долг)
3.благонравие (почтительность к старшим, скромность)
4. мудрость
5.правдивость
Если человек, следует природе пяти постоянных добродетелей, А не находится под пагубным бременем своего естественного начала, то в его жизни возникают пять человеческих отношений:
1. между родителями и детьми;
2.господином и слугой;
3.мужем и женой;
4.старшими и младшими братьями;
5.между друзьями.
Эти пять основных отношений называли “горин”.
Для самурая отношение между господином и слугой было основным. Идея верности господину и неразрывно связанное с ней понятие долга были выдвинуты в бусидо на первый план.
Верность (“служение господину как источнику всех благ”) и
долг (“осуществление этой верности”).
Верность господину могла выражаться не только в постоянном служении ему, готовности в любой момент пасть за него. Вассал проявлял свою верность также тем, что следовал за своим господином по пути смерти, выражавшемся в “самоубийстве вслед”, которое стало к XIV в. распространённой формой исполнения долга.
Таким образом, религиозное мировоззрение самураев слагалось из догм буддизма и конфуцианства, привнесённых в Японию из Китая, и элементов верований и обычаев местной, национальной религии – синто, которая вошла с ними в тесное соприкосновение.
Со временем элементы этих трёх религий переплелись и составили как бы единое целое.
Другие большие религии и религиозные течения оказали на сословие воинов менее существенное влияние.
С прибытием португальцев в XVI в., на острова проникло христиаство, проповедуемое христиаскими миссионерами, прежде всего иезуитами. И даже имело некоторый успех: так, половина армии в походе Тоётоми Хидэёси против Кореи в 1598 г. была христианской.
Но вслед за неожиданным подъёмом влияния христианства последовало ещё более быстрое его искоренение, так как оно таило в себе смертельную опасность для существовавшего тогда государственного строя.

dj_sharik bookesru ramzes85

Оставить комментарий


семь * 3 =