Подписаться на RSS.

Введите Ваш email:

На самом деле, Япония более популярна в России, чем в самой Японии.

Рейтинг блогов

виртуальный хостинг сайтов

Бусидо – сердце самурая.

Самурай.

"Самурай должен прежде всего постоянно помнить - помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги - что он должен умереть".

Кодекс Бусидо – это свод качеств, которыми должен был обладать воин и принципов, которых он должен придерживаться. Это неписанный и негласный кодекс хранимый только в сердце самурая, хотя история и хранит отдельные цитаты из кодекса Бусидо и даже имеется “Уложение о самурайских кланах” (Буке-Сё-Хатто), написанное в 17 веке сёгуном Токугава Иэясу (1542-1616).

Свод правил бусидо сложился из опыта и поведения множества поколений воинов. Наиболее примечательные поступки отдельных самураев, оставшиеся в памяти потомков, благодаря “катаримоно” (устным сказаниям), являлись примером для подражания и становились нормой поведения. Связь поколений и почитание предков – вот истоки кодекса бусидо.
Например первое сэппуку было совершено даймё Минамото-но Тамэтомо, загнанного в угол, в короткой но жестокой войне Хогэн. Он лишил себя жизни, разрезав себе живот, чтобы избежать позора плена. И вскоре эта болезненная форма самоубийства была признана почётной в среде самураев. Процедура выполнения сэппуку обрастала новыми деталями и вскоре за классический образец её выполнения было признано самоубийство Минамото-но Ёримаса:

Ёримаса Минамото и его сыновья отбивали натиск самураев Тайра, позволив принцу
Мотихито выскользнуть из храма. Затем Ёримаса получил ранение в правый локоть и оставив сыновей сдерживать Тайра удалился, чтобы совершить то, что позже будет принято за классический образец сэппуку: написав на оборотной стороне боевого веера прощальные стихи:
«Как дерево сухое, с которого не снять плодов,
печальна жизнь моя была,
которой суждено пройти бесплодно»,

старый самурай разрезал себе живот кинжалом. Верный слуга утопил его голову в реке, предварительно набив камнями, чтобы она не досталась врагу.

Со временем среди самураев стало хорошим тоном слагать перед смертью «прощальное стихотворение».

История возникновения мирровозрения бусидо теряется в глубине веков и связана с возникновением феодализма, который выдвинул профессию воина и без того везде почётную на качественно иной уровень. Потребовались воины следующие некоему кодексу чести, верные, благородные. Постепенно выработался свод этических норм, которым должен был следовать воин в течении всей своей жизни. “Путь благородного воина” – так буквально переводится бусидо, которое всё таки лучше не переводить, потому что нет аналога в европейских языках. И нельзя в переводе передать национальный колорит слова, столь мощно влияющего на мировоззрение японцев.

В эпоху феодализма, а именно в Камакура, сословие самураев или воинов поднялось на высшую ступень в японском обществе. На смену армии варварского типа пришла строгая регламентация воинских рангов и структуры самурайских кланов. Возникшая самурайская иерархия нуждалась в узаконивании таких понятий как «честь», «привилегия» и «статус» и выработки общих стандартов поведения, учитывая что самураи были вооружены и принадлежали к различным кланам. Обязанности самурая каждого ранга были также чётко регламентированы.
Бой по честным правилам. В основу этой морали заложено требование уважения к себе и уважение другого человека. В поединке важен не результат, а лицо самурая. Важно сохранение достоинства воина, чьё честь и благородство возможно останется в памяти и будет вспоминаться из поколения в поколение, возвышая род самурая. Для чего стало нормой называть себя, вызывая противника на поединок, чтобы не сгинуть безвестным и не оставить у противника сомнений в своём благородстве:

«Я Кадзивара Кагэмаса Кагэтоки, в пятом поколении потомок Гонгоро Кагэмаса из Камакура, прославленный воин из восточной страны, и я один равен тысяче! В возрасте шестнадцати лет при осаде Сэмбуку Канэдзава в Дэва он был в авангарде Хатиман-таро Ёсииэ, и стрела пробила его шлем и вонзилась в левый глаз. Он не дрогнув вырвал эту стрелу, поразил насмерть ранившего его стрелка и прославился воинской доблестью в грядущих веках»

Можно проводить параллели между христианскими рыцарями и японскими самураями: «Религия, война и слава – вот три главных качества души прекрасного христианского рыцаря», – писал Ламартин. Высокие критерии добродетели рождаются в ужасах войны и умирают в сытой и спокойной жизни.

Комментарии (3) на “Бусидо – сердце самурая.”

Оставить комментарий


пять - = 0